О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Cамуэль Ганеман
Органон врачебного искусства или oсновная теория гомеопатического лечения

§§ 210-220

§ 210 (5)

Почти все болезни, которые я прежде назвал односторонними (т. е. болезни, различимые единственно по одному главному припадку, покрывающему, так сказать, все прочие и тем затрудняющему лечение) принадлежат к категории псорических болезней. Почти все так называемые психические болезни относятся к этому же отделу, хотя и не образуют собою особого, самостоятельного класса болезней; ибо состояние ума и нрава необходимо изменяется во всех болезнях, поражающих наше тело 100, и изменение этого состояния вообще составляет только один из главных припадков общей картины болезни.

§ 210 (6)

Псорного происхождения являются почти все те болезни, которые я выше назвал односторонними, лечение которых представляется наиболее трудным вследствие этой односторонности: все их другие болезненные симптомы исчезают, так сказать, перед одним, наиболее заметным симптомом. К болезням такого характера относятся психические болезни . Они, однако, не составляют класс болезней, резко отделённый от всех других, так как при всех так называемых телесных болезнях состояние расположения духа и ума всегда изменяется 121; и во всех случаях болезни, по поводу лечения которой к нам обращаются, состояние духа пациента должно особенно учитываться наряду с совокупностью симптомов, если мы хотим представить точную картину болезни, чтобы быть в состоянии успешно лечить её гомеопатически.

§ 211 (5)

Эта связь души с телом в болезнях так далеко простирается, что состоянием ума и нрава больного часто всего вернее решается выбор гомеопатического лекарства; ибо это состояние есть характеристический симптом, который всего труднее может ускользнуть от внимания наблюдательного врача.

§ 211 (6)

Это справедливо до такой степени, что часто в основном состояние духа пациента определяет выбор гомеопатического средства, являясь несомненно характерным симптомом, который может менее всех других остаться скрытым от внимательного наблюдающего врача.

§ 212 (5)

Испытывающий лекарства также должен в особенности обращать внимание на этот существенный элемент всех болезней - на изменения ума и нрава; ибо нет в мире почти никакого действительного врачебного вещества , которое не произвело бы значительной перемены в отправлениях ума и настроении души у здоровой особы.

§ 212 (6)

Создатель лекарственных веществ также особое внимание уделял этой основной характеристике всех болезней - изменившееся состояние духа и ума, так как в мире нет сильного лекарственного вещества, которое не меняет очень заметно состояние духа и ума здорового индивидуума, испытывающего это лекарство, и каждое лекарство делает это различным способом.

§ 213 (5)

Итак, гомеопатическое, сообразное с природою лечение, безусловно, требует строгой оценки припадков нрава и ума при каждой болезни и выбора такого лекарства, припадки которого не только соответствовали бы наружным, телесным, физическим припадкам болезни, но которое могло бы также производить и в настроении души состояние , подобное данному случаю 101.

§ 213 (6)

Поэтому мы никогда не будем способны лечить в соответствии с природой, то есть, гомеопатически, если не будем в каждом случае болезни, даже при острых болезнях, наблюдать наряду с другими симптомами те симптомы, которые относятся к изменениям в состоянии духа и ума, и если не будем для облегчения положения пациента выбирать средства из тех лекарств, болезненная сила которых в дополнение к подобию его других симптомов симптомам болезни, способна также вызывать подобное состояние духа и ума 122.

§ 214 (5)

Поэтому о лечении душевных болезней должно сказать вообще, что оно достижимо и возможно не иначе, как на основании того же закона подобия лекарственных симптомов припадкам данного случая.

§ 214 (6)

Рекомендации, которые я хотел бы дать по лечению психических болезней, могут быть ограничены очень немногими замечаниями, поскольку их следует лечить так же, как все другие болезни, а именно, с помощью средства, которое обнаруживает в симптомах, вызываемых им в теле и духе здорового индивидуума, силу, вызывающую болезненное состояние, подобное, насколько это возможно, данному случаю болезни, и никаким другим способом они не могут лечиться.

§ 215 (5)

Почти все так называемые душевные болезни, где изменены ум и нрав, начинаются страданием тела, причем симптомы, состоящие в изменении ума и нрава , более или менее быстро усиливаются, тогда как наружные припадки уменьшены, так что из этого наконец развивается почти односторонняя болезнь. Организм действует здесь почти так же, как при местных болезнях, только недуг переносится не на наружные части тела, но на органы мышления и чувства.

§ 215 (6)

Почти все так называемые умственные и душевные болезни суть ничто другое как телесные болезни, при которых симптом расстройства ума и духа, свойственный каждой из них, усиливается, в то время, как телесные симптомы ослабевают (более или менее быстро), пока, наконец, болезнь не достигнет наиболее заметной односторонности, почти такой же, как если бы это была местная болезнь в невидимом таинственном органе ума или духа.

§ 216 (5)

Нередки случаи, где в болезнях, называемых телесными и угрожающих близкою смертью (как, например, при нагноении легких или страдании другой важной внутренности), или в скоротечной болезни (например, после родов и проч.) душевный припадок, внезапно усилившийся, переменяет их в безумие, меланхолию или бешенство и тем устраняет гибельный исход самой болезни. Последняя постепенно облегчается почти до степени здоровья и становится незаметною, так что может быть открыта только врачом. Словом, болезнь делается частною (одностороннею) и, так сказать, местною ; она сосредоточивается в припадках ума и нрава , которые приобретают такой перевес, что занимают место других симптомов и укрощают на некоторое время жестокость последних. Болезнь органов тела, которые гораздо грубее, переносится на невещественные органы души , которых еще не касался и никогда не коснется анатомический нож; эти тонкие органы служат здесь к отвлечению болезни, как это случается при появлении так называемых местных болезней на наружных частях тела.

§ 216 (6)

Нередки случаи, когда так называемая телесная болезнь, которая угрожает быть смертельной (нагноение легких или повреждение какого-либо другого важного органа) или какая-либо другая болезнь острого характера, например, в послеродовом периоде и т. д., переходит в психическую болезнь типа меланхолии или мании в результате быстрого усиления психических симптомов, которые имелись ранее, вследствие чего опасность телесных симптомов исчезает. Болезнь почти полностью проходит, или скорее, её телесные симптомы ослабевают до такой степени, что их затенённое присутствие может быть обнаружено только в результате наблюдения врачом, наделённым настойчивостью и проницательностью, Таким образом, они трансформируются в одностороннюю и, так сказать, местную болезнь, при которой симптом психического расстройства, который сначала был лишь слабым, усиливается так, что становится главным симптомом и в большой мере заменяет другие (телесные) симптомы, интенсивность которых он подавляет смягчающим образом, так что, короче говоря, поражения более грубых телесных органов, так сказать, передаются и проводятся почти духовным умственным и эмоциональным органам, которых анатом никогда ещё не достигал и никогда не достигнет своим скальпелем.

§ 217 (5)

Те же самые старания, которые я прилагал для исследования других болезней, необходимы и для точного определения болезней ума и души. Должно с точностью замечать не только телесные припадки, но и частное состояние ума и нрава, которое в данном случае составляет главный припадок . Итак, гомеопатическое лекарство для уничтожения целой болезни должно совмещать в себе ряд припадков, сходных с телесными припадками болезни, а в особенности с душевным состоянием больного.

§ 217 (6)

При таких болезнях мы должны быть очень внимательны, знакомясь со всей совокупностью явлений, относящихся как к телесным симптомам, так и, особенно, к тем, которые относятся к чёткому пониманию истинного характера главного симптома специфического и всегда преобладающего состояния ума и духа. Это нужно для того, чтобы, с целью уничтожения болезни в целом, обнаружить среди средств, истинное действие которых известно, гомеопатическую лекарственную патогенетическую силу, то есть, средство, в перечне симптомов которого обнаруживаются, с наиболее возможным подобием, не только телесные болезненные симптомы, присутствующие в случае болезни, с которой мы имеем дело, но также особенно это умственное и эмоциональное состояние.

§ 218 (5)

Для составления общей картины болезни надобно сперва с точностью определить все припадки, которые представляла телесная болезнь прежде, чем переродилась в душевную . В то же время узнают от родственников больного, не произошла ли его болезнь от хронического специфического миазма.

§ 218 (6)

К этой совокупности симптомов относится, прежде всего, точное описание всех явлений предыдущей так называемой телесной болезни, до того как она трансформировалась в одностороннее усиление психического симптома и стала болезнью ума и духа. Это можно узнать из рассказов друзей пациента.

§ 219 (5)

Сравнение этих преждебывших телесных припадков с их неясными следами, проявляющимися в светлые промежутки умопомешательства или при кратковременном облегчении душевной болезни, будет служить к определению продолжительности их присутствия.

§ 219 (6)

Сравнение прежних симптомов данной телесной болезни с их следами, которые ещё остаются, хотя и стали менее ощутимыми (но которые даже теперь становятся иногда заметными, если наступает период ясного сознания и кратковременное облегчение психической болезни), может служить доказательством того, что они ещё присутствуют, хотя затенены.

§ 220 (5)

Если к этому присоединить состояние ума и нрава, которое наблюдали родственники больного и сам врач, как самый важный припадок, то история болезни будет вполне составлена, и останется только найти лекарство, которое могло бы произвести не только сходные телесные припадки, но и подобное же расстройство души. Если душевная болезнь продолжалась уже долгое время и вызвана псорическим миазмом, то должно выбирать лекарство из отдела противопсорных.

§ 220 (6)

Добавив к этому состояние ума и духа, точно отмеченное друзьями пациента и самим врачом, мы получили составленное таким образом полное представление о болезни, для гомеопатического лечения которой лекарство, способное вызвать поразительно подобные симптомы и особенно аналогичные расстройства ума, должно искать среди антипсорных средств, если данная психическая болезнь длится в течение некоторого времени.

5-e издание
100 Сколько раз может найти врач, например, таких больных, кото-рые несмотря на многолетние страдания самыми трудными болез-нями выказывают тихий и спокойный нрав, невольно вызывающий к ним симпатию и сострадание! Но как резко иногда изменяется нрав больного по излечении болезни! Теперь к нему необходимо возвращаются неблагодарность, жестокость, обдуманная злость, капризы и др. неприятные качества, которыми отличался его ха-рактер в здоровом состоянии. Наоборот, нередко человек, терпели-вый и кроткий во время здорового состояния, становится нетерпе-ливым, дерзким и невыносимо капризным или раздражительным и отчаянным в болезни. Скромные и целомудренные особы становятся иногда сладострастными и похотливыми в болезнях. Наконец, болезнь нередко делает тупоумным человека умного и, напротив, слабоумного - мыслящим и благоразумным, а вялого - остроумным и решительным.
101 Aconitum редко, даже никогда не произведет скорого и надежного выздоровления, если нрав больного спокоен, ровен и тих. Точно так же оказываются недействительными: Nux vom., когда нрав тихий и флегматический; Pulsat., если больной весел, жив и упрям, Ignat., когда нрав больного неизменяем.

6-e издание
121 Как часто, например, сталкивались мы со спокойным, мягким характером пациентов, годами мучимых наиболее болезненным заболеванием, так что врач невольно относится с уважением и сочувствием к страдальцу! Но если болезнь подавляется, и здоровье пациента восстанавливается, как часто бывает в гомеопатической практике, он часто бывает изумлён и напуган страшными изменениями в характере пациента. Он часто становится свидетелем проявления неблагодарности, бессердечия, изощрённой злобы и самых постыдных и разрушающих личность наклонностей, которые были свойственны пациенту до того, как он заболел. Те, которые были терпеливыми, когда были здоровы, часто становятся упрямыми, резкими, торопливыми или даже нетерпимыми и капризными, или раздражительными, или потерявшими надежду, когда заболевают; ранее целомудренные и сдержанные часто становятся похотливыми и бесстыдными. Обладающий светлым умом человек нередко становится тупым, в то время как обычно слабоумный становится рассудительным и вдумчивым; человек, медленно принимающий решения, иногда приобретает большое присутствие духа и скорость принятия решений, и т. д.
122 Так, аконит редко или никогда не способствует ни быстрому, ни полному излечению пациента с тихим, спокойным, уравновешенным характером; точно так же, как будет мало полезен нукс вомика, если характер мягок и флегматичен, пульсатилла - для пациентов, которые счастливы, веселы и упрямы, или игнация - для невозмутимых и не предрасположенных к страху и к раздражительности пациентов.

Назад: §§ 204-209
Вперед: §§ 221-230
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати