О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Cамуэль Ганеман
Органон врачебного искусства или oсновная теория гомеопатического лечения

§§ 221-230

§ 221 (5)

Если же безумие или мания были вызваны внезапно, например, испугом, грустью, злоупотреблением спиртных напитков, и обнаруживаются в виде скоротечной болезни, то должно употребить (в высокопотенцированном приеме) обыкновенное гомеопатическое лекарство, сколько возможно более соответствующее этому состоянию, например аконит, белладонну, дурман (Stramonium), белену (Hyoscyamus niger), меркурий и др. Хотя такая острая душевная болезнь в большинстве случаев ничто иное, как внезапное обнаружение скрытой псоры, однако же здесь нельзя употреблять с самого начала противопсорных средств; болезнь необходимо облегчить предварительно общим гомеопатическим лекарством, чтобы прежде всего привести псору в прежнее состояние бездействия, при котором больной казался здоровым.

§ 221 (6)

Если, однако, безумие или мания (вызванные испугом, раздражением, злоупотреблением спиртными напитками и т. д.) неожиданно прорываются в виде острой болезни при обычно спокойном состоянии пациента, хотя они почти всегда вызываются внутренней псорой, вырываясь подобно пламени, тем не менее, когда это происходит в такой острой форме, их не следует немедленно лечить антипсорными средствами, а прежде всего с помощью средств, показанных для них из другого класса испытанных средств (например, аконит, белладонна, страмониум, гиосциамус, ртуть и т. д.) в малых гомеопатических дозах высокой степени потенцирования, и подавить их настолько, чтобы псора на некоторое время вернулась в своё прежнее скрытое состояние, при котором пациент выглядит совершенно здоровым.

§ 222 (5)

По устранении одного приступа болезни необходимо, не теряя времени, начинать противопсорное лечение, чтобы совершенно освободить больного от скрытого миазма, который хотя и усыплен, но всегда может обнаружиться впоследствии. Только по совершенном уничтожении этой первоначальной причины больной будет навсегда освобожден от подобных припадков, предполагая, однако, что он останется верен надлежащему образу жизни.

§ 222 (6)

Но пациент, который избавляется от острой умственной или душевной болезни в результате применения этих неантипсорных лекарств, никогда не должен рассматриваться как излечившийся; наоборот, не теряя времени, необходимо попытаться вылечить его полностью 123 путём продлённого антипсорного лечения от хронического миазма псоры, который действительно, теперь ещё раз становится скрытым, но совершенно готов прорваться вновь; если это будет сделано, больной при добросовестном соблюдении предписанных ему диеты и режима может не бояться другой подобной атаки.

§ 223 (5)

Если же пропущено удобное время для противопсорного лечения, то наверное должно ожидать нового приступа болезни, еще более сильного и продолжительного, по поводу даже менее значительной причины. В продолжение этого нового приступа псора обыкновенно вполне развивается и переходит в периодическое или непрерывное психическое расстройство. Это состояние болезни, конечно, труднее для излечения.

§ 223 (6)

Но если антипсорное лечение не будет выполнено, то мы можем почти несомненно ожидать от гораздо более лёгкой причины, чем вызвавшая первый приступ безумия, быстрого появления нового более продолжительного и жестокого приступа, и течение которого псора обычно развивается полностью и переходит или в периодическое, или в продолжающееся психическое расстройство, которое будет труднее вылечить антипсорными средствами.

§ 224 (5)

Когда душевная болезнь еще не совершенно обрисовалась и ее действительное происхождение от физического страдания сомнительно, когда есть вероятность, что она обусловлена просто дурным воспитанием, вредными привычками, испорченною нравственностью, суеверием или невежеством, в таком случае можно употребить с пользою для распознавания следующее средство: предложить больному дружеские увещевания или разумные наставления и убедительные доказательства. Если расстройство ума происходит не от физической болезни, то больной уступит таким представлениям, и болезнь облегчится; в противном же случае, нравственное лечение быстро усилит болезнь: меланхолик сделается еще задумчивее, печальнее, неутешнее и сосредоточеннее; бешеный станет раздражительнее, а безумный еще более забредит.

§ 224 (6)

Если умственная болезнь не полностью проявляется, и если всё ещё есть сомнения относительно того, действительно ли он вызвана телесным поражением или является результатом недостатка образования, плохих привычек, испорченных нравов, отсутствия ума, суеверия или невежества, то разрешение этих сомнений может заключаться в следующем. Если она вызвана той или другой из последних причин, она будет ослабевать и отступать в результате разумных дружеских увещеваний, утешительных аргументов, серьёзных утверждений и разумных советов: в то время как истинное нравственное или умственное заболевание, обусловленное физической болезнью быстро бы усиливалось при таком ходе событий; меланхолик становился бы ещё более подавленным, вечно жалующимся, безутешным и, наоборот, злобный маньяк становился бы вследствие этого ещё более раздражительным, а болтливый дурак - явно более глупым 124.

§ 225 (5)

Без сомнения, есть душевные болезни, происходящие не от физического недуга, а чисто от нравственных влияний, как то: беспрестанной грусти, продолжительных лишений разного рода, досады, оскорблений, сильного и часто действующего страха и проч., причем тело только несколько нездорово. Такие поражения души расстраивают со временем самое телесное здоровье, и часто в высокой степени.

§ 225 (6)

Однако, как уже утверждалось, безусловно, существует несколько эмоциональных расстройств, которые не просто разлились в эту форму из телесных болезней, а которые, наоборот, лишь при легком недомогании тела вызываются и поддерживаются эмоциональными причинами: продолжающееся беспокойство, тревога, раздражение, несправедливость и частое появление сильного страха и испуга. Этот вид эмоциональных расстройств со временем разрушает телесное здоровье, часто в большой мере.

§ 226 (5)

Только в подобных душевных болезнях, произведенных и поддерживаемых самою душою, допустимы душевные врачевания, предполагая, однако, что эти болезни случились недавно и не расстроили слишком телесного здоровья. В таком случае доверенность, оказываемая больному, дружеские увещевания, благоразумные убеждения, доказательства, равно как и обман, искусно выполненный, вскоре могут восстановить здоровье тела, конечно, при надлежащем образе жизни.

§ 226 (6)

Только такие эмоциональные расстройства, которые вызываются и поддерживаются самим разумом, пока они ещё недавнего происхождения и до того, как они серьёзно отразятся на телесном состоянии , могут с помощью психических средств, таких, как проявление доверия, дружеские увещевания, разумный совет и часто путём хорошо замаскированного обмана, быстро перейти в здоровое состояние ума (и, при соответствующей диете и режиме, также в здоровое на вид состояние тела).

§ 227 (5)

Когда означенные болезни ума осложнены скрытою псорою, то безопасность больного требует, чтобы по излечении средствами, действующими на дух, его подвергли еще противопсорному лечению с целью предотвратить возврат болезни, который без этой предосторожности весьма часто случается.

§ 227 (6)

Но главная причина в этих случаях - также псорный миазм, только в стадии не совсем ещё полного развития, и ради безопасности кажущийся вылечившимся пациент должен быть подвергнут радикальному антипсорному лечению, чтобы он не смог снова, что может легко произойти, впасть в подобное состояние психической болезни.

§ 228 (5)

Относительно других душевных болезней, имеющих основанием страдание телесное, несомненно, что они могут излечиваться единственно гомеопатическими лекарствами при надлежащем образе жизни. Кроме физической, здесь необходима также некоторая гигиена и для души, состоящая в том, чтобы врач и родственники больного старались обходиться с ним приличным образом. Если помешанный бешен, то ему должно противополагать спокойную безбоязненность, хладнокровие и твердую волю; если он жалуется на свои мучения, мы должны изъявлять ему немое сострадание минами и жестами; если он говорит вздор, нам надобно хранить молчание, не представляясь, однако, совершенно невнимательными, наконец, если он делает или говорит соблазнительные и отвратительные вещи, мы должны показывать вид, будто не замечаем этого. Что же касается до разрушений, которые больной может делать с окружающими его предметами, то должно только стараться предупреждать и препятствовать им, не делая ему упреков , и приводить все в порядок таким образом, чтобы при этом больному не было причинено никакого насилия . Даже в единственном случае, где можно было бы допустить принуждение, т. е. когда больной должен принимать лекарство, гомеопатическая метода не имеет нужды прибегать к этому средству; малые приемы, предписываемые ею, никогда не могут быть противны вкусу, почему их можно давать больному совершенно незаметно, например, в питье.

§ 228 (6)

При умственных и эмоциональных расстройствах, возникших в результате телесных заболеваний, которые могут лечиться только гомеопатическими антипсорными средствами в сочетании с тщательно контролируемым образом жизни, необходимо ради дополнительного психического режима скрупулезно наблюдать за соответствующим отношением к пациенту со стороны тех, кто находится рядом с ним и со стороны врача. Неистовому маниакальному синдрому мы должны противопоставить спокойное бесстрашие и невозмутимость, твёрдую решимость; скорбным, жалобным сетованиям - молчаливое проявление сочувствия, выражаемое во взглядах и в жестах; бессмысленной болтовне - молчание, но не без полного невнимания; отвратительному и гадкому поведению и разговору подобного характера - полное невнимание. Мы должны просто стараться предотвратить разрушение и повреждение окружающих предметов, не упрекая пациента за его действия , и всё должно быть организовано таким образом, чтобы необходимости любых телесных наказании и мучений 125 вообще можно было избежать. Это тем более легко осуществимо потому, что при назначении лекарства (единственное обстоятельство, при котором принуждение могло бы быть оправдано) малые дозы соответствующего гомеопатического лекарства никогда не искажают вкус, и, следовательно, могут даваться пациенту так, чтобы он об этом не знал, в его питье, поэтому всякое принуждение не является необходимым.

§ 229 (5)

Противоречия, неуместные и настойчивые наставления и грубые выговоры здесь также неприличны, как и слабая, робкая снисходительность; то и другое обхождение равно вредны для ума и нрава больного. Всего же более раздражают и вредят больным насмешки и грубые обманы . Врач и надзиратели отнюдь не должны высказывать таким больным сомнения в их умственных способностях . Равным образом необходимо удалять все, способное возмутить их чувства и душу. Нет забав для их омраченного ума, нет благодетельного рассеяния, нет поучительных и приятных занятий чтением, разговорами или другими предметами для их души, окованной цепями страждущего тела! Кроме самого излечения, исправляющего их телесное здоровье и проясняющего ум, для них нет никаких других увеселений.

§ 229 (6)

С другой стороны, возражение, напряженные объяснения, грубые поправки и выпады, как и слабая, робкая податливость совершенно неуместны с такими пациентами; это одинаково пагубные способы лечения умственных и эмоциональных расстройств. Но таких пациентов больше всего раздражает, и их болезнь усиливается в результате оскорбления, мошенничества и обмана, которые они могут обнаружить. Врач и санитар должны всегда делать вид, что они верят, будто пациенты не лишены рассудка . Все виды внешних раздражающих воздействий на их чувства и настроение должны быть, если это возможно, устранены; не существует никаких развлечений для их омрачённого духа, никаких благотворных отвлечений, никаких средств обучения, ни успокаивающих эффектов от разговора, книг или других вещей для души, которая чахнет или раздражается в цепях больного тела; ничто не придаст ей силы, кроме лечения; только когда телесная болезнь изменится к лучшему, спокойствие и утешение вновь озарят их разум 126.

§ 230 (5)

Если избранное лекарство для известной душевной болезни (которые чрезвычайно различны) совершенно прилично и гомеопатически соответственно начертанному виду болезни, то часто достаточно малейшего приема для произведения в короткое время весьма заметного поправления, чего невозможно достичь самыми большими и частыми приемами всех аллопатических лекарств. Выбор здесь даже из многих лекарств не особенно труден, потому что главный припадок - ненормальное состояние ума и нрава столь ясно обнаруживается, что его нельзя не распознать. Обширная и многолетняя опытность позволяет мне утверждать, что преимущество гомеопатического искусства пред всеми прочими врачебными способами нигде так ясно не проявляется, как в застарелых болезнях ума и нрава, началом или спутниками которых служат физические недуги.

§ 230 (6)

Если антипсорные средства, выбранные для каждого отдельного случая умственного или эмоционального расстройства (существует невероятно многочисленное разнообразие их), полностью гомеопатически соответствуют добросовестно прослеженной картине болезненного состояния, которые, если есть достаточное количество такого рода лекарств, известных с точки зрения их истинного воздействия, устанавливаются в результате неустанного поиска наиболее подходящего гомеопатического средства тем более просто, что эмоциональное и умственное состояние, составляющее главный симптом такого пациента, так безошибочно ощущается, то спустя не очень длительное время наступает поразительное улучшение, которое не могло быть достигнуто путём назначения пациенту до самой смерти огромных, часто повторяющихся доз других неподходящих (аллопатических) лекарств. Действительно, я могу уверенно утверждать, на основе большого опыта, что огромное превосходство гомеопатического метода над всеми другими возможными методами лечения нигде не проявляется более ярко, чем при длительных умственных и эмоциональных расстройствах, первоначально возникших из-за телесных заболеваний или развившихся одновременно с ними.


123 Очень редко случается так, чтобы длительная умственная или эмоциональная болезнь спонтанно прекратилась (так как внутренняя дискразия снова переносится на телесные органы). Время от времени бывают случаи, когда прежнего обитателя сумасшедшего дома выписывают по видимости здоровым. До сих пор, более того, все сумасшедшие дома остаются переполненными до отказа, так что множество других душевнобольных, которые ищут доступ в такие институты, едва ли могут найти в них место, пока некоторые из больных в этом доме не умрут. Ни один никогда действительно и полностью не излечивался в них! Убедительное доказательство среди многих других, совершенной бесполезности неизлечивающего ремесла, до сих пор практиковавшегося, которое было и нелепо удостоено аллопатическим хвастовством названия рациональной медицины . Как часто, с другой стороны, правильное искусство врачевания, подлинная чистая гомеопатия была способна вылечить эти несчастные существа, вернуть им психическое и телесное здоровье и возвратить их счастливым друзьям и миру!
124 Казалось, что ум, в этих случаях, чувствовал с тревогой и печалью правильность этих рациональных представлений и действовал на тело, как будто желая восстановить утраченную гармонию, но тело вследствие болезни реагировало на органы ума и характер и приводило их в ещё больший беспорядок, вновь переводя свои страдания на них.
125 Невозможно не изумляться бездушию и невоспитанности врачей во многих заведениях для пациентов такого рода, которые, не пытаясь найти истинный и единственно действенный метод лечения таких болезней, которым является лечение с помощью гомеопатических лекарственных (антипсорных) средств, довольствуются тем, что мучают этих людей, самых жалких из всех человеческих существ, самыми яростными ударами и другими болезненными мучениями. Этой недобросовестной и отвратительной процедурой они низводят себя ниже уровня тюремных надзирателей, так как последние применяют такие наказания по обязанности, возлагаемой на их учреждение, и только к преступникам, в то время как первые - из унизительного осознания своей бесполезности как врачей, только чтобы дать выход своей озлобленности из-за предполагаемой неизлечимости психической болезни в грубости по отношению к несчастным, невинным страдальцам, поскольку они слишком невежественны, чтобы быть, хоть в какой-то мере, полезными и слишком ленивы, чтобы принять разумный способ лечения.
126 Лечение яростного душевнобольного маньяка и меланхолика может проводиться только в заведениях, специально приспособленных для их лечения, а не в кругу семьи пациента.

Назад: §§ 210-220
Вперед: §§ 231-234
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати