О центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатииО центреДля пациентовФорумСпециалистамКонсультации
Мир гомеопатии

Библиотека

Cамуэль Ганеман
Органон врачебного искусства или oсновная теория гомеопатического лечения

§§47-56

§ 47 (5)

Эти естественные излечения всего яснее и убедительнее учат врача выбору искусственных болезнетворных сил, способных уничтожать болезни верно, скоро и прочно.

§ 47 (6)

Ничто, кроме вышеописанного, не может более ясно и понятно научить врача тому, какой искусственный патогенный агент (лекарство) он должен избрать для того, чтобы лечить безусловно, быстро и окончательно, в соответствии с процессами, имеющими место в природе.

§ 48 (5)

Из приведенных примеров видно, что сама природа никогда не может уврачевать одну болезнь другою, несходною , как бы ни была последняя сильна, но она производит это излечение как бы чудом, только под влиянием сильнейшей и сходной болезнетворной силы, припадки которой подобны припадкам лечимой болезни. Причина этого кроется в вечных и неизменных, но поныне неизвестных нам законах природы.

§ 48 (6)

Ни усилия природы, как мы это видели выше, ни искусство врача, не могут ни в одном случае устранить уже существующее поражение посредством несходного патогенного агента, сколь бы сильным он не был. Этой цели можно достичь в соответствии с неизменными законами природы, не известными до сего времени, исключительно при помощи фактора, подобного своими симптомами и несколько более сильного.

§ 49 (5)

Мы нашли бы гораздо большее число этих гомеопатических естественных излечений, если бы, с одной стороны, наблюдатели были бы к ним внимательнее, а с другой - природа не имела так мало вспомогательных болезней, способных лечить гомеопатически.

§ 49 (6)

Мы смогли бы узнать и гораздо большее число действительных гомеопатических излечений такого рода, если бы, с одной стороны, наблюдатели были бы более внимательны к ним, а с другой - если бы в природе не было такого недостатка в полезных гомеопатических заболеваниях.

§ 50 (5)

Природа может употреблять для этой цели только немногие болезни с постоянным миазмом, о коих сказано было выше (оспа, корь с признаками оспы). Но болезнетворные силы, служащие природе целительными средствами, опаснее для жизни и ужаснее врачуемой ими болезни, так что последствия от них, в свою очередь, должны быть уничтожаемы лекарствами же; таким образом, природа может лечить гомеопатически только небольшое число недугов, и то с большою опасностью и неудобством для больного; ибо она не может сообразно с обстоятельствами изменить приемы этих болезнетворных сил, почему должна действовать всею совокупностью их на больного, хотя бы к очевидному вроде для него. Тем не менее мы видели разительные примеры гомеопатических излечений, произведенных самою природою, которые сами по себе служат доказательством коренного закона во врачебном искусстве: лечить болезни лекарствами, припадки которых были бы подобны припадкам этих болезней .

§ 50 (6)

Сама Могущественная Природа, как мы уже видели, мало что имеет в своём распоряжении в качестве инструментов гомеопатического лечения, кроме заразных болезней постоянного характера (чесотка), кори и оспы 58, то есть патогенных агентов такого рода 59, что, выступая в качестве лекарств, они оказываются более опасными для жизни, чем заболевание, которое они должны излечить, или же такими (как чесотка), которые, вызвав исцеление, сами, в свою очередь, нуждаются в лечении и искоренении. Оба эти обстоятельства делают их применение в качестве гомеопатических лекарств затруднительным, сомнительным и опасным. И сколь ничтожно число заболеваний, находящих подобное лекарство в коре, оспе и чесотке, среди болезней, которым подвержен человек! Таким образом, естественным путем лишь немногие болезни могут быть излечены при помощи этих, сомнительных и небезопасных, гомеопатических средств, а лечение с их помощью связано с опасностью и большими трудностями ещё и потому, что дозы их не могут быть, подобно дозам лекарств, уменьшены в соответствии с обстоятельствами. Пациент же, подвергшийся воздействию аналогичного заболевания хронического характера, поражается опасной и длительной болезнью, оспой, корью (или чесоткой), в свою очередь требующей излечения. И, тем не менее, мы можем указать на некоторые поразительные гомеопатические излечения, достигнутые благодаря счастливому совпадению, и видим так много неопровержимых доказетельств единственного целебного закона природы, проявляющегося и них: Лечи на основании подобия симптомов!

§ 51 (5)

Вышеприведенных естественных излечений достаточно, чтобы понять закон, сейчас нами указанный. Но какое преимущество имеет в этом случае человек над природою! Сколько тысяч искусственных болезненных сил представляют ему лекарства, распространенные по всему лицу земли! Все это - производители искусственных болезней; весьма различные по своим действиям, они могут служить целительными средствами против всех естественных недугов, какие только возможно себе представить; это болезненные силы, которые врач может употреблять в столь малых приемах, что они поистине немногим сильнее той сходной болезни, которая должна ими уничтожиться; почему влияние этих болезненных сил исчезает само собою после совершенного излечения и уже не имеет нужды в других лекарствах для уничтожения в свою очередь! Отсюда следует, что этот превосходный способ лечения не требует никаких насильственных действий на организм и больной чувствует только легкий, мало заметный, но быстрый переход от естественного страдания к здоровью, которого он желает.

§ 51 (6)

Эти факты делают указанный терапевтический закон совершенно очевидным всякому разумному человеку, и их вполне достаточно для этого. Однако, с другой стороны, посмотрите, какие преимущества имеет человек над неразумной Природой с её случайными действиями. На сколько же тысяч гомеопатических патогенных агентов больше среди лекарственных веществ, распространённых во всём мироздании, имеет человек в своём распоряжении для помощи страждущим собратьям! Среди них он имеет возбудителей всевозможных болезней, для всех бесчисленных, мыслимых и немыслимых естественных заболеваний, при которых они могут оказать гомеопатическую помощь - патогенных агентов (лекарственные вещества), сила которых, после завершения их лечебного воздействия, преодолевается жизненной силой, спонтанно исчезающих и не требующих, подобно чесотке, дополнительного лечения для их устранения - искусственных патогенных агентов, которые врач может разводить, разделять и потенцировать до бесконечности, и доза которых может быть уменьшена до такой степени, что они будут лишь чуть сильнее естественного заболевания, излечить которое они призваны. Таким образом, при этом несравненном методе лечения даже и в случаях самих давних заболеваний, нет необходимости в ожесточенных нападках на организм ради их искоренения. Лечение при этом методе осуществляется лишь в виде мягкого, незаметного и, тем не менее, быстрого перехода от мучительного естественного заболевания к столь желанному состоянию постоянного здоровья.

§ 52 (5)

Из вышесказанного достаточно ясны великие выгоды гомеопатического способа, равно как и неудобства способа аллопатического, не имеющего прямого влияния на хроническую болезнь и действующего на менее страждущие части организма испражняющими, противодействующими, отвлекающими и тому подобными средствами. Употребляя сильные приемы этих сложных врачебных веществ (составные части которых по их специфическим действиям по большей части неизвестны) и истощая силы больного, врач производит искусственное состояние, разнородное и несходное с лечимою болезнью, которое вследствие естественных законов и вышеприведенных примеров никогда не может вылечить хроническую болезнь, но только ее усиливает (см. §§ 36-41). Аллопатический способ подражает грубой, неразумной жизненной силе, которая, будучи предоставлена самой себе, старается освободиться от болезней через возбуждение разнородных страданий в наименее поврежденных частях тела. Что же касается неважных скоротечных болезней, она прекращает их, причиняя тяжкие страдания и чрезвычайно истощая силы больного; сильные и опасные лихорадки преодолевает она с невероятною, но неприличною энергией, а в хронических болезнях ее усилия всегда бесплодны. Итак, будем лучше подражать природе в этих спасительных, хотя и редких излечениях, где она уничтожает болезнь быстрым образом, присовокупляя к первоначальному состоянию новое сходное страдание.

§ 52 (6)

Существуют лишь два главных метода лечения: первый, основанный лишь на внимательном наблюдении за природой, тщательном экспериментировании и чистом опыте, гомеопатический (никогда ранее осознанно не применявшийся) и второй, который не использует всего этого, гетеропатический, или аллопатический. Каждый из них исключает другой метод, и только тот, кто не знает ни одного нз них, может впасть в заблуждение, будто они могут когда-либо сблизиться и даже объединиться, или может, следуя желанию больного, выставить себя в смешном свете, чередуя попеременно оба метода и совершая тем самым тяжкое преступление против божественной гомеопатии.

§ 53 (5)

Действительные и безвредные излечения достигаются только гомеопатическим способом , который найден нами посредством опытов и наблюдений (§§ 7-25). Это единственный путь, которым искусство может прекращать болезни самым верным, скорым и надежным образом, так как он основан на вечном и непреложном законе.

§ 53 (6)

Действительно милосердные излечения осуществляются только в соответствии с гомеопатическим методом, который, как мы выянили ранее (§§ 7-25) при помощи опыта и дедукции, является, без сомнения, подлинным методом лечения, искусство которого позволяет добиться исцеления наиболее быстро, надежно и необратимо, поскольку основано оно на вечном неопровержимом законе природы. Подлинное гомеопатическое целебное искусство является единственно верным методом, единственно подходящим для человеческого искусства, единственным прямым путем к исцелению, так же как не может быть более одной прямой между двумя заданными точками.

§ 54 (5)

Гомеопатический способ (§ 43-49) есть единственный и лучший из всех трех возможных врачебных способов также потому, что он один держится прямого пути, ведущего к легкому, скорому и надежному излечению, не ослабляя больного и нисколько не вредя ему. Это единственная прямая линия между двумя точками.

§ 54 (6)

Аллопатический метод, веками главенствовавший в различных системах, применяет против болезни множество средств, обычно, однако, неподходящих (alloca) случаю. Каждая из этих систем, время от времени сменяющих друг друга и значительно отличающихся одна от другой, присваивала себе гордое наименование Рациональной Медицины 60. Создатель каждой такой системы надменно полагал, что мог проникать во внутреннюю природу жизни в здоровом и больном её состоянии, ясно распознавать её проявления и, соответственно, предписывать какую болезнетворную материю 61 следует устранять из тела больного, что знал, как изгнать её для того, чтобы вернуть ему здоровье, и что мог делать всё это в соответствии с необоснованными предположениями и случайными догадками без того, чтобы, честно вопрошая природу, прислушиваться без предубеждения к голосу опыта. Заболевания считались состояниями, практически всегда возобновляющимися в одном и том же виде. Большинство систем давали, таким образом, наименования этим воображаемым картинам болезней и классифицировали их каждая по-своему. Лекарствам приписывались свойства, которые, как предполагалось, могли излечивать эти ненормальные состояния. (Отсюда бесчисленные книги по Materia Medica) 62.

§ 55 (5)

Что касается аллопатического , или гетеропатического , способа, то мы о нем уже говорили в начале книги, потому нам остается только сказать о третьем способе - антипатическом.

§ 55 (6)

Вскоре, однако, широкая публика осознала, что при тщательном следовании любой из этих систем неизбежно увеличиваются и утяжеляются страдания больного. Ещё задолго до этого аллопаты были бы оставлены пациентами, если бы не паллиативные облегчения, производимые эмпирически найденными лекарствами, почти моментальное ослабляющее страдание, действие которых было очевидно для больных и поддерживало доверие к врачам.

§ 56 (5)

Третий единственно возможный 53 способ - антипатический ( энантиопатический ), или облегчающий , по-видимому, оказывает помощь больному, доставляя ему скорое облегчение. Но мы сейчас укажем, как вреден и бесполезен этот способ во всякой сколько-нибудь продолжительной болезни. Правда, изо всех способов прежней школы только этот имеет прямое отношение к какой-нибудь части болезни; но какое отношение? Обратное, которого должно бы наиболее избегать, чтобы за временное облегчение не подвергать больного ожесточению болезни.

§ 56 (6)

При помощи этого паллиативного (антипатического, энаптиопатического) метода, введенного семнадцать столетий назад в соответствии с учением Галена "Contraria contrariis", врачи до сих пор могли сохранять доверие своих пациентов, которых они обманывали почти моментальными облегчениями. Однако из нижеследующего мы увидим, насколько бесполезным и даже вредным (в болезнях длительного течения) был этот метод в своих основах. Это, конечно, единственный из применяемых аллопатами методов, имеющий явное отношение к части вызванных естественной болезнью страданий, но что это за отношение? В действительности это то самое отношение (прямо противоположное верному), которого следует всячески избегать, если мы не хотим обманывать пациента, поражённого хронической болезнью 63, или издеваться над ним.

5-e издание
53 Можно бы привести еще четвертый способ применения лекарств в болезнях, именно так называемую изопатию, которая лечит болезни тем же самым миазмом, но сильно разжиженным и, следовательно, до известной степени измененным. Если бы верность этой методы можно было доказать, то излечение совершалось бы по формуле simillima simillimis.

6-e издание
58 И экзантематозный заразный принцип, присутствующий в лимфе коровьей оспы.
59 А именно, оспа и корь.
60 Как будто при утверждении науки, основанной на наблюдении природы, чистом эксперименте и опыте могут иметь место пустые спекуляции и схоластическая похвальба.
61 До самого недавнего времени никто не мог признать динамического действия (примечание к (§§ 11)) болезнетворных агентов, каким является действие лекарств на жизнь животного организма. Поэтому полагали, что лечению при болезнях подлежит нечто материальное, что следует удалить из организма.
62 Переполняет меру самолюбования смешение (очень научное) множества различных лекарств в так называемых прописях и назначение их часто и большими дозами, отдающее драгоценную и ранимую человеческую жизнь в руки этих извращающих медицину врачей. Всё это особенно верно в отношении выпускников, венесекций, рвотных, слабительных, пластырей, фонтанелей и прижиганий
63 Третий способ использования лекарств при болезнях пытались разработать при помощи изопатии, то есть метода лечения болезней теми же патогенными агентами, которые их вызывают. Даже если и удавалось найти такой патогенный агент, то вследствие назначения его в высокопотенцированном виде и, следовательно, в изменённом состоянии, излечение достигалось только противопоставлением подобного подобному. Попытки излечения теми же самыми болезнетворными агентами (per Idem) противоречат здравому смыслу и всему опыту человечества. Первые исследователи Изопатии думали, вероятно, о той пользе, которую принесли человечеству прививки коровьей оспы, предохраняющие вакцинированных от последующего заболевания натуральной оспой и излечивающие её заранее. Однако коровья оспа и оспа натуральная являются лишь подобными заболеваниями и ни в коем случае - одной и той же болезнью. Они различаются по многим характеристикам, а именно более быстрым и мягким течением коровьей оспы, и особенно тем, что она никогда не может быть передана другому человеку только лишь вследствие его нахождения вблизи больного. Всеобщая вакцинация положила конец ужасным и страшным эпидемиям натуральной оспы, и это её благородное действие выражено настолько сильно, что нынешнее поколение полностью утратило представление о прежних повальных эпидемиях. Более того, несомненно, что если и далее следовать тем же путём, то при некоторых специфических заболеваниях животных, очень сходных с некоторыми важнейшими человеческими болезнями, можно будет выделить лекарственные вещества для последних - и тем самым счастливо увеличить арсенал гомеопатических средств, Но использование человеческого патогенного агента (псоринум, получаемый от чесоточного больного) против той же самой человеческой чесотки или её последствий является -? Ничего не может получиться из этого, кроме новых бед и утяжеления болезни.

Назад: §46
Вперед: §§ 57-59
Перейти в раздел:
    Ðåéòèíã@Mail.ru    Rambler's Top100
Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати
© "Центр гомеопатии" / Гомеопатический Центр здоровья и реабилитации (Москва)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна

Первая страница Карта сайта Поиск Отправить письмо Версия для печати